Музыкальный триумф
Впечатляющее завершение первого сезона монументального цикла «Весь Стравинский» в исполнении Московской филармонии стало настоящим музыкальным триумфом. Этот уникальный проект, в рамках которого было запланировано исполнить все произведения Игоря Федоровича Стравинского до единого, привлек внимание меломанов со всего мира.
Стравинский, безусловно, является одним из самых известных композиторов XX века, и его музыка часто звучит на концертных площадках всего мира. Однако в программе заключительного концерта этого уникального цикла Московская филармония представила не только известные произведения, но и две мировые премьеры.
Особое внимание зрителей привлекла удачная комбинация новых произведений с уже знакомыми музыкальными шедеврами, такими как знаменитая «Петрушка». Исполнители сумели мастерски сбалансировать инновационные творения с привычными произведениями, создавая потрясающий эффект гармонии и динамичности.
Об искусстве соединения новаторства с традициями, а также о том, как исполнители привнесли свежий взгляд в классическое наследие Стравинского, нам рассказала Анна Коломоец, эксперт в области музыки. Ее слова раскрывают важность этого концерта и его воздействие на публику:
Концерт Московской филармонии был исключительным событием, где в одном месте собрались старые и новые музыкальные идеи. Мастерство исполнителей, которые смогли совместить мировые премьеры с классическими произведениями Стравинского, достойно восхищения. Это дало новую жизнь и значимость как для современной музыки, так и для классики.
“Звездоликий” на высоте
Московская филармония впечатлила аудиторию первым номером величественного концерта, в котором была исполнена редко звучащая кантата для мужского хора под названием «Звездоликий» (1912). Это небольшая хоровая фреска, длительностью всего пять минут, представляет собой экспериментальное произведение гения, в котором не каждый сразу узнает руку Стравинского.
Кантата «Звездоликий» поражает своим грандиозным оркестровым составом, включающим восемь валторн, две арфы и челесту. Это произведение витает в предчувствии конца света, вдохновленное мотивами Апокалипсиса и обрамленное вольной поэтической аранжировкой Бальмонта. Гипнотические мелодии, отсылки к русскому космизму и воспоминания о великом Клоде Дебюсси, с которым Стравинский познакомился в Париже в 1910 году, сливаются в этой произведении. Также в нем заключен тайный знак, ушедшему в то время уже учителю Стравинского — Римскому-Корсакову — и его произведению «Звездочет».
Перед исполнением кантаты, музыковед Ярослав Тимофеев, ведущий и вдохновитель концертов цикла, предоставил увлекательную экскурсию в историю русского сектантства. Он рассказал о фанатизме скопцов, которые жертвовали свое тело во имя Бога, и связал это с горячечной эсхатологией произведения «Звездоликий». Тимофеев также анонсировал первый номер программы как «молитву русских певцов-кастратов в стиле модерн». И только после этих загадочных слов Государственная академическая хоровая капелла имени Юрлова восхитительно воплотила это произведение в музыку.
Голоса завораживали
На концерте Московской филармонии была представлена музыка к двум стихотворениям Поля Верлена (1910), что можно рассматривать как еще одно влияние и дань уважения к Дебюсси, а возможно, даже как неофициальное соревнование с великим композитором. Тем не менее, юный Стравинский еще не испытывал полной уверенности во французской культуре и предпочел сочинить музыку на русском переводе, выполненном его другом Степаном Митусовым.
Баритон Дмитрий Чеблыков исполнил эти стихотворения, раскрывая тему ночи, страсти, любви, смерти и покоя. Его голос, который так привлекателен и нежен на сцене Большого театра, сохранял свою сладость и втором стихотворении — колыбельной смерти. Однако скованность исполнения, четкое выговаривание слогов, озабоченность дыханием и монотонность создавали впечатление, что материал был исполнителю чужд.
Вот такая получилась “Петрушка”
На концерте Российского национального молодежного симфонического оркестра, где был представлен раритет в виде «Петрушки» (1911), молодой коллектив, казалось бы, упустил возможность проявить свою полную силу. Этот неувядающий шедевр должен был стать идеальной площадкой для оркестра, чтобы воплотиться в полноценного солиста, заполнив сцену и акустическое пространство зала. Однако в этот вечер молодой коллектив не проявил своего лучшего качества.
Под руководством энергично танцующего на подиуме маэстро Филиппа Чижевского, оркестр допустил множество недочетов: фальшь, суетливость, ритмически сложные места вызывали желание замедлить темп, а простые фрагменты звучали плоско, не хватало яркости в звуковой палитре. И сольные партии не оправдали ожиданий. В целом, театральный аспект не удался: фортепианное соло Петрушки звучало красиво, нежно, но однообразно и не четко в своем замысле, соло трубы звучало «чеканно», а образ Балерины оказался недостаточно выразительным. У Арапа не хватало восточного колорита.
Спасением стала премьера
Сенсационная премьера спасла ситуацию после неудачи с «Петрушкой». Величественное музыкальное событие стало местом встречи великих композиторов Мусоргского и Римского-Корсакова, который, хоть и скрытно, но присутствовал за кулисами в роли отцовской тени.
В далеком 1913 году Дягилев, известный своей предприимчивостью, задумал дерзкий план, чтобы поставить в неловкое положение редакцию «Хованщины» Мусоргского, которая уже была признана на тот момент непогрешимой, а ее текст воспринимался как полностью авторский. Он собирался возродить «оригинального Мусоргского» для европейской публики и пригласил двух молодых и талантливых композиторов — Стравинского и Равеля. Их редакторские работы считались утраченными в течение долгого времени, но недавно Ярослав Тимофеев сумел обнаружить и спасти их для слушателей.
Вечер премьеры стал доказательством великолепного возвращения этих двух потерянных номеров на музыкальную сцену. Они были триумфально представлены публике, вызвав восторг и восхищение. Стравинский и Равель, словно продолжая работу Мусоргского, создали музыкальные произведения, звучание которых дарило слушателям потрясающий опыт и позволяло ощутить аутентичность и глубину музыкального гения.
Музыканты были на высоте
Музыканты заслуженно оказались на вершине успеха в этом выступлении. Особенно великолепно справился с ролью Шакловитого талантливый Дмитрий Чеблыков. В его исполнении арии «Спит стрелецкое гнездо…» певец сумел передать всю горечь противоречивого персонажа, предательство которого соседствует с искренней любовью к родной стране. Его эмоциональное воплощение вызывало настоящую глубину чувств.
Однако настоящим потрясением для зрителей стал заключительный хор раскольников-старообрядцев. Эта устрашающая сцена коллективного самосожжения завершалась звучанием погребальных колоколов и мрачной тишиной. Хор был фактически создан самим Стравинским, используя оригинальные темы своего предшественника. Бесстрашный редактор сумел воплотить собственную хоровую фреску, которая вызывала мощные эмоции у слушателей. Оркестровка и музыкальный стиль явно выдавали его мастерство и глубину творческой концепции.
В целом, это было исполнение, которое оставляло неизгладимый след в сердцах аудитории. Музыканты продемонстрировали высочайший уровень искусства, проникновенность передачи эмоций и яркость музыкального выражения. Их талант и преданность искусству в полной мере раскрылись на сцене, захватывая воображение зрителей и заставляя их переживать каждую ноту и каждый звук.
©kommersantam.com